Металлочерепица «Андалузия»: вид натуральной черепичной крыши в 3 раза дешевле оригинала.
Спецпрокат
Завод металлических конструкций
Краснополянский тупик, д. 4
Понедельник - пятница, с 8:30 до 17:30
Понедельник - пятница, с 9:00 до 18:00
ул. Свободы, д. 41
Понедельник - пятница, с 9:00 до 18:00
Лобня
Москва
Ярославль

Факторы разрушения cооружений из ЛСТК

Технология ЛСТК пользуется растущим спросом в сфере строительства быстровозводимых зданий. В основе технологии лежит применение легких стальных тонкостенных конструкций в качестве несущих – здания монтируются из профилей и профлиста толщиной до 3-4 мм, изготовленных из оцинкованной стали.

К достоинствам метода относят высокую скорость монтажа и минимальную металлоемкость, что существенно удешевляет строительство. Заметно экономятся средства и на обустройстве фундамента – для зданий из легких металлоконструкций не требуется мощное подземное основание.

Несмотря на все достоинства ЛСТК, многие заказчики и строительные компании осторожно относятся к технологии. Это связано с наличием широко известных факторов, провоцирующих деформацию и разрушение построек из легких стальных тонкостенных конструкций.

Первопричина проблем

Быстровозводимые здания из ЛСТК впервые появились в Канаде в середине 20 века. Технологию разработали, когда возникла потребность в короткие сроки построить большое количество жилых домов.

В нашей стране легкие стальные тонкостенные конструкции начали применять в начале 90-х. Информацию о технологии строительства приходилось получать из публикаций обзорного характера в американских и европейских специализированных изданиях. В США и Европе успели принять нормы проектирования построек из ЛСТК (в том числе, в их отношении применяются Еврокоды и DIN), а в РФ нормативная база не разработана до сих пор. В нашей стране отсутствуют нормы проектирования зданий из ЛСТК, а СНиПы распространяются только на металлоконструкции толщиной более 4 мм.    

Ключевым фактором разрушения зданий из ЛСТК в нашей стране является отсутствие закрепленных законодательством нормативов в сфере проектирования таких построек. Проектировщики сегодня работают без опоры на нормативную базу, производят расчеты и принимают решения, не имея четких регламентных ограничений.

Помимо отсутствия нормативной базы, негативную роль играет человеческий фактор – низкий профессионализм проектировщиков,  недобросовестность производителей конструкций и строителей, монтирующих здание.    

Ошибки при проектировании

Низкая металлоемкость ЛСТК не только преимущество, но и недостаток конструкций, поскольку обратной стороной медали является низкая структурная прочность профиля и профлиста небольшой толщины. Если в ходе проектирования будет неправильно оценена предельная прочность конструкции, неизбежна ее деформация в процессе эксплуатации.

Неправильный расчет нагрузок приводит к боковому выпучиванию стенок ЛСТК, в результате чего элемент может полностью выпасть из несущего каркаса, что провоцирует потерю устойчивости соседних конструкций. Процесс может стать лавинообразным и привести к полному разрушению постройки. 

При отсутствии нормативной базы заказчикам остается полагаться на профессиональные качества и ответственность проектировщиков. Специалисты должны спроектировать связи между элементами конструкции таким образом, чтобы исключить возникновение деформаций под расчетными нагрузками всех возможных видов.

Риск разрушения максимален, если связь между пролетами и колоннами осуществляется только за счет листовых материалов. При этом наличие диагональных и иных элементов жесткости конструкции не дает полных гарантий надежности, поскольку без нормативов невозможно дать достоверную оценку прочности конструкции в собранном виде. Проектировщикам приходится коэффициент запаса прочности закладывать наобум.

Перспективы развития технологии ЛСТК в России

Более 20 лет практического опыта позволили российским производителям ЛСТК разработать собственные стандарты и проверить их временем. Изготовители конструкций в обязательном порядке предоставляют строителям подробные инструкции по монтажу с учетом характеристик материалов. Но если непосредственные исполнители игнорируют инструкции на этапе монтажа, допускают технологические ошибки, остается риск деформации и разрушения зданий.

Российский союз поставщиков металлопродукции продвигает разработку российских СНиПов для ЛСТК, предлагается за основу взять один из Еврокодов. На сегодняшний день заказчикам зданий из ЛСТК рекомендуется заказывать конструкции на предприятиях с солидным опытом в данной сфере и надежной репутацией. К транспортировке и монтажу ЛСТК следует привлекать профессионалов и контролировать строгое соблюдение инструкций производителя.